Афиша
Культурная среда: Ханс Кристиан Андерсен писал не только сказки
13.11.2024
Непросто найти человека, который не знает сказок Ханса Кристиана Андерсена: «Русалочка» и «Дюймовочка», «Снежная королева» и «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди» и «Гадкий утенок»…
Но Андерсен писал не только сказки: среди его 3381 произведения — восемь сборников стихов (входят в школьную программу в Дании), двенадцать книг прозы и романов, пятьдесят пьес, путевые очерки и три автобиографии.
Сам Андерсен был решительно против того, чтобы его считали детским писателем. «Мои сказки предназначены взрослым, дети схватывают только второстепенное», - писал он. Когда обсуждался проект памятника к его семидесятилетию, он настоял, чтобы детей, которые, по замыслу архитектора, должны были окружать пьедестал и сидеть у него на коленях, убрали из эскиза.
Признанный во всем мире автор был выходцем из самых низших слоев датского общества, семьи городских бедняков — прачки и башмачника. Это на всю жизнь оставило на нем отпечаток сомневающегося и неуверенного в себе человека, болезненно нуждающегося в поощрении и похвалах. И хотя впоследствии книги Андерсена сделали его довольно состоятельным человеком, дневники и письма свидетельствуют о том, что половину жизни он провел в самом черном отчаянии.
Этому способствовали разнообразные фобии и страхи. Андерсен боялся утери документов, ограбления, отравления, зубной боли, искренне веруя, что его писательский дар зависит исключительно от количества зубов. Много путешествуя, Андерсен всегда возил с собой моток веревки, чтобы не оказаться запертым в доме, охваченном пожаром, и иметь возможность спуститься из окна. А ложась спать, всегда клал рядом записку «Я не умер, я просто сплю» — так он боялся быть похороненным заживо. Ему не повезло в любви и не сложилось семьи, да и первую собственную кровать он купил только в 61 год.
Но, несмотря ни на что, Андерсен верил в свое предназначение! Его удивительная фантазия вылилась в истории — наивные и нравоучительные, безудержные и трогательные, где так важно быть верным и отважным, как Герда, стойким, как Дюймовочка и оловянный солдатик, тянуться к красоте, как Русалочка, и как Элиза не бояться боли ради тех, кого любишь.
А «сказка» его собственной жизни не о волшебстве, везении или удаче, а о том, чего можно достигнуть благодаря настойчивости, упорству, гибкости, уму и любви к красоте.
Но Андерсен писал не только сказки: среди его 3381 произведения — восемь сборников стихов (входят в школьную программу в Дании), двенадцать книг прозы и романов, пятьдесят пьес, путевые очерки и три автобиографии.
Сам Андерсен был решительно против того, чтобы его считали детским писателем. «Мои сказки предназначены взрослым, дети схватывают только второстепенное», - писал он. Когда обсуждался проект памятника к его семидесятилетию, он настоял, чтобы детей, которые, по замыслу архитектора, должны были окружать пьедестал и сидеть у него на коленях, убрали из эскиза.
Признанный во всем мире автор был выходцем из самых низших слоев датского общества, семьи городских бедняков — прачки и башмачника. Это на всю жизнь оставило на нем отпечаток сомневающегося и неуверенного в себе человека, болезненно нуждающегося в поощрении и похвалах. И хотя впоследствии книги Андерсена сделали его довольно состоятельным человеком, дневники и письма свидетельствуют о том, что половину жизни он провел в самом черном отчаянии.
Этому способствовали разнообразные фобии и страхи. Андерсен боялся утери документов, ограбления, отравления, зубной боли, искренне веруя, что его писательский дар зависит исключительно от количества зубов. Много путешествуя, Андерсен всегда возил с собой моток веревки, чтобы не оказаться запертым в доме, охваченном пожаром, и иметь возможность спуститься из окна. А ложась спать, всегда клал рядом записку «Я не умер, я просто сплю» — так он боялся быть похороненным заживо. Ему не повезло в любви и не сложилось семьи, да и первую собственную кровать он купил только в 61 год.
Но, несмотря ни на что, Андерсен верил в свое предназначение! Его удивительная фантазия вылилась в истории — наивные и нравоучительные, безудержные и трогательные, где так важно быть верным и отважным, как Герда, стойким, как Дюймовочка и оловянный солдатик, тянуться к красоте, как Русалочка, и как Элиза не бояться боли ради тех, кого любишь.
А «сказка» его собственной жизни не о волшебстве, везении или удаче, а о том, чего можно достигнуть благодаря настойчивости, упорству, гибкости, уму и любви к красоте.
Следите за новостями Управления культуры в группах VKontakte, Odnoklassniki, Телеграм-канал