Культурная среда: Михаил Афанасьевич Булгаков
28.05.2025
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940) — выдающийся русский писатель, врач, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей, рассказов, пьес, киносценариев и фельетонов.
Это один из самых известных и загадочных писателей двадцатого века. Каждое из его произведений до сих пор вызывает ожесточённые споры. Влияние Булгакова на русскую литературу и культуру переоценить невозможно. Произведения писателя отвечают не на сиюминутные, а на вечные вопросы, и поэтому они до сих пор актуальны.
Самые известные из них: «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Записки юного врача», «Театральный роман» («Записки покойника»), «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита».
Один из самых экранизируемых русских писателей
Интересно, что при всей сложности и многогранности стилистики автора, это один из самых экранизируемых русских писателей XX века после Толстого, Достоевского и Чехова. Впрочем, если в случае с последними режиссёры сосредоточили своё внимание на наиболее культовых произведениях, то в случае с Булгаковым калейдоскоп кино и театроверсий пестрит самыми разными красками, практически переводя на плёнку и сцену все крупные произведения автора.
Булгаков не просто писатель, он писатель-драматург. Он изначально создаёт на бумаге театрализованные образы, уже готовые для воплощения на сцене.
Первый рассказ в семь лет
Булгаков начал писать очень рано. Первый рассказ «Похождения Светлана» был написан им, когда писателю исполнилось всего 7 лет. Текст рассказа не сохранился, но известно, что его страницы были наполнены образами фей, принцев и принцесс. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи про близких и друзей, давал всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры, играл на рояле.
Из увлечений Булгакова того времени выделялся футбол – игра, только начинавшая в ту пору завоевывать популярность в России, и театр. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.
«Дни Турбиных» во МХАТе
В 1925 году Булгакову предложили написать пьесу на основе только что вышедшего романа «Белая гвардия», чтобы поставить ее во МХАТе. Но за постановкой в Художественном театре начал следить Главный комитет по контролю за репертуаром. По его требованию название сменили на «Дни Турбиных» и убрали некоторые сцены. Однако после очередной репетиции руководство Главреперткома заявило, что «в таком виде пьесу выпускать нельзя. Вопрос о разрешении остается открытым». На это художественный руководитель МХАТа Константин Станиславский ответил, что если пьесу запретят, то он уйдет из театра.
25 сентября 1926 года Главрепертком наконец разрешил ставить «Дни Турбиных», но только МХАТу и только на один сезон. Пьеса стала единственной в советском театре, где белый лагерь изображали не карикатурно, а с глубоким сочувствием, и пользовалась успехом у публики.
Пьеса «Иван Васильевич» — основа популярной комедии 1970-х
В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». Ее главный герой, московский изобретатель Николай Тимофеев, создал машину времени и с ее помощью переместил в 1930-е годы Ивана Грозного.
В образе Ивана Грозного прослеживались черты Иосифа Сталина, поэтому при жизни Булгакова пьесу так и не опубликовали. Но в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» прошел в кинотеатрах страны с успехом и стал одной из самых популярных советских комедий.
Елена Шиловская — прототип Маргариты
Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Булгаков и Шиловская поженились в 1933 году. Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Именно Елена Булгакова сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа.
Это один из самых известных и загадочных писателей двадцатого века. Каждое из его произведений до сих пор вызывает ожесточённые споры. Влияние Булгакова на русскую литературу и культуру переоценить невозможно. Произведения писателя отвечают не на сиюминутные, а на вечные вопросы, и поэтому они до сих пор актуальны.
Самые известные из них: «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Записки юного врача», «Театральный роман» («Записки покойника»), «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита».
Один из самых экранизируемых русских писателей
Интересно, что при всей сложности и многогранности стилистики автора, это один из самых экранизируемых русских писателей XX века после Толстого, Достоевского и Чехова. Впрочем, если в случае с последними режиссёры сосредоточили своё внимание на наиболее культовых произведениях, то в случае с Булгаковым калейдоскоп кино и театроверсий пестрит самыми разными красками, практически переводя на плёнку и сцену все крупные произведения автора.
Булгаков не просто писатель, он писатель-драматург. Он изначально создаёт на бумаге театрализованные образы, уже готовые для воплощения на сцене.
Первый рассказ в семь лет
Булгаков начал писать очень рано. Первый рассказ «Похождения Светлана» был написан им, когда писателю исполнилось всего 7 лет. Текст рассказа не сохранился, но известно, что его страницы были наполнены образами фей, принцев и принцесс. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи про близких и друзей, давал всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры, играл на рояле.
Из увлечений Булгакова того времени выделялся футбол – игра, только начинавшая в ту пору завоевывать популярность в России, и театр. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.
«Дни Турбиных» во МХАТе
В 1925 году Булгакову предложили написать пьесу на основе только что вышедшего романа «Белая гвардия», чтобы поставить ее во МХАТе. Но за постановкой в Художественном театре начал следить Главный комитет по контролю за репертуаром. По его требованию название сменили на «Дни Турбиных» и убрали некоторые сцены. Однако после очередной репетиции руководство Главреперткома заявило, что «в таком виде пьесу выпускать нельзя. Вопрос о разрешении остается открытым». На это художественный руководитель МХАТа Константин Станиславский ответил, что если пьесу запретят, то он уйдет из театра.
25 сентября 1926 года Главрепертком наконец разрешил ставить «Дни Турбиных», но только МХАТу и только на один сезон. Пьеса стала единственной в советском театре, где белый лагерь изображали не карикатурно, а с глубоким сочувствием, и пользовалась успехом у публики.
Пьеса «Иван Васильевич» — основа популярной комедии 1970-х
В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». Ее главный герой, московский изобретатель Николай Тимофеев, создал машину времени и с ее помощью переместил в 1930-е годы Ивана Грозного.
В образе Ивана Грозного прослеживались черты Иосифа Сталина, поэтому при жизни Булгакова пьесу так и не опубликовали. Но в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» прошел в кинотеатрах страны с успехом и стал одной из самых популярных советских комедий.
Елена Шиловская — прототип Маргариты
Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Булгаков и Шиловская поженились в 1933 году. Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Именно Елена Булгакова сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа.
Следите за новостями Управления культуры в группах VKontakte, Odnoklassniki, Телеграм-канал