Культурная среда: Монумент «Родина-мать зовет!» - это символ героизма, несокрушимого морального духа и патриотизма советского народа в Великой Отечественной войне

Монумент «Родина-мать зовёт!» - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», возведенный в 1959–1967 годах на Мамаевом кургане в Волгограде.
Скульптура представляет собой образ Родины, призывающей своих сыновей на битву с врагом. Это символ несокрушимого морального духа советских воинов, беззаветно преданных делу защиты Отчизны.
Авторским коллективом, создавший памятник, руководили скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский и инженер Николай Никитин.
Расскажем интересные факты о монументе:
Кто был прототипом?
Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Первый железобетонный памятник.
Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
Укрепление конструкции.
Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
Самая высокая статуя мира.
После окончания строительства и в течение последующих 22 лет «Родина-мать» была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Стальной меч.
Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности.
Скульптурный триптих.
Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.
Культурная ценность монумента «Родина-мать зовёт!» несомненна: в 2019 году скульптура включена в список особо ценных объектов культурного наследия народов России, с 2015 года в составе мемориального комплекса находится в Предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Скульптура представляет собой образ Родины, призывающей своих сыновей на битву с врагом. Это символ несокрушимого морального духа советских воинов, беззаветно преданных делу защиты Отчизны.
Авторским коллективом, создавший памятник, руководили скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский и инженер Николай Никитин.
Расскажем интересные факты о монументе:
Кто был прототипом?
Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Первый железобетонный памятник.
Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
Укрепление конструкции.
Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
Самая высокая статуя мира.
После окончания строительства и в течение последующих 22 лет «Родина-мать» была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Стальной меч.
Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности.
Скульптурный триптих.
Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.
Культурная ценность монумента «Родина-мать зовёт!» несомненна: в 2019 году скульптура включена в список особо ценных объектов культурного наследия народов России, с 2015 года в составе мемориального комплекса находится в Предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Следите за новостями Управления культуры в группах VKontakte, Odnoklassniki, Телеграм-канал